Битва за Тибет

Этот регион Центральной Азии был лакомым куском для нескольких мировых держав.

Российская империя и Тибет

В 19-м веке у России и Британии пересеклись интересы в Центральной Азии. Обе империи желали видеть в своём составе лакомый кусок — Тибет. Китайская династия Цин в то время сильно ослабла, поэтому ей оставалось лишь наблюдать со стороны.

Россия же, сумев закрепиться на западе Туркестана, Монголии и Маньчжурии, видела Тибет логичным продолжением территориальных приобретений, ведь там проживали мусульмане и буддисты, чья прослойка в империи имела сильное влияние. Именно буддисты из России считали, что регион необходимо присоединить, поскольку видели в тибетцах дружественный народ. Была и другая причина — они боялись, что англичане в случае захвата Тибета уничтожат его культуру.Одним из главных сторонников присоединения Тибета был Пётр Александрович Бадмаев, буддист, принявший православие. Жамсаран, как его звали до крещения, сумел сделать блестящую карьеру в Российской империи. Его старший брат, работавший в Иркутске врачом, помог Петру поступить в русскую классическую гимназию. Затем были восточный факультет Петербургского университета и Военно-медицинская академия.

Битва за Тибет

Пётр Бадмаев. Источник: wikipedia.org

С 1875 года началась его карьера в Министерстве иностранных дел. Именно Пётр Александрович постоянно предлагал присоединить к России и Монголию, и Тибет. Он даже разработал вариант продления Транссибирской магистрали до китайской провинции Ганьсу. Это позволило бы установить с Тибетом сообщение и усилить геополитические позиции Российской империи во всей Центральной Азии. Бадмаев был уверен, что Россия смогла бы подмять под себя торговлю не только с Китаем и Кореей, но и всеми другими странами региона. И хоть Сергей Витте идею поддержал, вето наложил Александр III.

Когда к власти пришёл Николай II, Бадмаев возобновил попытки. Император заинтересовался, но началась война с Японией, поэтому о «тибетском проекте» забыли.

Идея о присоединении Тибета звучала не только со стороны России. В самом регионе тоже хватало людей, которые хотели видеть русских на своей земле. Например, видный государственный деятель Агван Лобсан Доржиев. С его подачи в Европе появился первый буддийский храм — храм Калачакры в Санкт-Петербурге.

Битва за Тибет

Агван Лобсан Доржиев. Источник: wikipedia.org

Доржиев всеми силами пытался повлиять на Далай-ламу XIII. Он утверждал, что Российская империя — это и есть легендарная Шамбала. А Николай II — и вовсе реинкарнация Цзонхавы (Цонкапы), главного реформатора буддизма.В лице России Доржиев видел спасение от британцев, которые к тому времени уже укрепились в Ладакхе и Сиккиме. Следующим на очереди был как раз Тибет. Агван Доржиев считал, что англичане сильно повлияют на жизненный уклад и заставят тибетцев принять европейский уклад.

Но всего его усилия оказались напрасными. Россия и Англия заключили договор, в котором признали, что Тибет принадлежит Китаю.

Советский Союз и Тибет

После революции 1917 года «тибетский вопрос» отошёл на второй план, что логично — Советскому Союзу нужно было время, чтобы определить главные направления развития. Возобновить интерес к региону помогли монголы: к власти у них пришли народные революционеры, утверждавшие, что между коммунизмом и буддизмом много общего.

Идея получила поддержку в Москве, и в 1924 году Николай Рерих отправился в экспедицию. Одной из её целей было установление дружеских отношений с Далай-ламой и Таши-ламой. Второй вариант казался более реалистичным, поскольку Далай-лама лучше относился к британцам, чем к коммунистам.

Битва за Тибет

Николай Рерих. Источник: wikipedia.org

Одной из важных фигур, принявших участие в экспедиции, является Яков Григорьевич Блюмкин. Правда, не все исследователи считают, что он вместе с Рерихом побывал в Тибете. По одной из версий, перед Блюмкиным стояла задача спровоцировать беспорядки в Тибете и свергнуть Далай-ламу XIII. Но достичь нужных результатов ему не удалось.

При Сталине СССР окончательно отказался от Тибета

Когда к власти пришёл Иосиф Сталин, Тибет утратил актуальность во внешней политике. Иосиф Виссарионович стремился поддерживать хорошие отношения с коммунистической партией Китая. Буддисты же оказались в опале — в 1929 году в Бурятии запретили эту религию, храмы начали закрывать.

В 1950 году Китай официально установил свою власть в Тибете. И больше ни одна из стран не пыталась перекроить карту региона.Павел Жуков